История  храма

История Покровской церкви слободы Ямное

Впервые о наличии в слободе Ямное Покровской церкви и собственного священника Стефана Павлова, мы встречаем в челобитной черкас за 1686 год. В переписи 1732 года мы видим священника Иоанна Павлова1, который был сыном первого атамана и осадчего слободы – Василия Павлова.

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Филарет (Гумилевский) пишет, что из дела 1743 г. священник Покровской церкви Иоанн Павлов умер в 1721 г. и его преемником стал сын его Григорий Павлов, просьба о посвящении была подписана подпрапорным Логином Васильевым, а вместо казаков дьячком Покровской церкви сл. Ямной Ефремом Вербовым2. Однако из той же переписи 1732 г. мы видим, что действительно указан двор священника Иоанна Павлова, и хотя не указан его возраст, но также не указано, что он умер. Среди прочего нет сведений о его сыновьях, зато есть сведения о братьях, среди которых есть и Григорий (1712 г.р.). Он же был и преемником на место священника в слободе Ямное.

В сентябре 1754 г. сотник с. Ямного Николай Павлов донес преосвященному: «в с. Ямном у приходской церкви бывают доходы от доброхотных дателей, особо же в день храма Покрова Пресвятой Богородицы прихожане, по обычаю, ставят мед, из которого мед, воск и денег по части в прибыли бывает повсегодно и другие подаяния случаются; токмо у сборов церковных сборщика при церкви священники Иван и Григорий Павловы не допускают никого и пономаря не держат и записной тетради и скрынки при церкви не имеют, а всякие церковные доходы берут в дом свой; особливо же жены их, из воску поделав свечи, до несколько крат из церкви свечи отбирают и перепродают и теми деньгами корыстуются, за которым непорядком при церкви ныне в сборе денег ничего нет, а церковь приходская в строении к обветшалости пришла». Архипастырь приказал немедленно произвесть строгое следствие, о чем и предписано было двумя указами Вольновскому духовному правлению. Что оказалось по следствию, неизвестно. По самому же доносу при сличении его с другими делами видим, что: а.) в Ямной, как и в некоторых других местах в храмовый праздник выставлялся братский мед по заднепровскому обычаю. Вырученные деньги за проданный мед братство обращало в пользу церкви, и оно же заведывало всем этим делом: так обыкновенно бывало. Но в Ямной, как видно, заведывали продажею меда и деньгами священники, и это оскорбляло сотника; б.) в Ямной не было при храме церковного старосты не только для заведывания продажею меда в храмовый праздник, но и по другим делам. Это и по тогдашнему порядку дел было беспорядком; в.) Что же касается до устроения свечей из воска и продажи их женами священническими, то по делам видно, что в других церквях предоставляли это занятие преимущественно вдовым попадьям, хотя и в храме продавались свечи3.

Комментируя описанную выше историю следует подчеркнуть, что данная ситуация вполне объяснима и была распространена там, где священники были одними из первых поселенцев, или их потомками. Как видим, священники по праву родства передавали свое место в Покровской церкви слободы Ямное, с момента основания и как минимум до 1754 г.

Вторая деревянная церковь на каменном фундаменте однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в 1792 году. При ней была такая же деревянная рубленная колокольня, на которой было четыре колокола: в 7 пудов 33 фунта; 2 пуда 20 фунтов; 1 пуд 20 фунтов и 1 пуд 7 фунтов4.

Сосуды в церкви были серебряные, книг полный церковный круг, среди них: Евангелие Московской печати 1701 г.; Евангелие учительное Кирилла Транквилиона неизвестного издания с надписями: «1713 г. июня 21 иерей Николай купил сию книгу: Кирилл, у тещи своей Феодосии, бывшей попадье попа Богоявленского о. Стефана, а купил — за свои гроши, а не за церковные, и не за якии, но за свои притяжения и дал коп 9 иеромонаху Иосифу монас. Хотмыжского, который своею рукою и записал». Далее другая рука: «сия книга Кирилловское евангелие учительное власне есть Богоявленского попа Стефана Петрова Райковича Золочевского»; Триодь цветная Киевской печати 1734 г.

На 1847 г. колокольня пришла в ветхость и требовала ремонта, вместо нее строилась каменная, которая была окончена постройкой в 1849 году. Новая деревянная ограда была окончена постройкой в 1848 году. До 1880-х годов священно и церковнослужители проживали в собственных домах, строившихся на земле, купленной у прихожан, постоянного жалования не имели и существовали весьма на скудные пожертвования от прихожан5.

К началу 1880-х годов деревянная Покровская церковь в сл. Ямной пришла в совершенную ветхость и ее духовное начальство грозило ее закрыть. С 1884 года прихожане приступили к сбору пожертвований на строительство нового каменного храма. Новая каменная церковь строилась по проекту Харьковского епархиального архитектора Владимира Христиановича Немкина. Из-за отсутствия необходимого количества средств строительство растянулось на 10 лет. Новая каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена только 13 ноября 1894 года.

В 1888 г. в Ямном была открыта церковно-приходская школа. В 1893 г. прихожане решили построить новую церковно-приходскую школу, т.к. старая располагалась в бывшей церковной сторожке, была тесна и неудобна для занятий. Средств как обычно не хватало, поэтому из Харьковской Духовной Консистории была испрошена просительная книга сроком на один год. Собранием пожертвований занимался крестьянин сл. Ямной Петр Иванович Шевцов. Но за год необходимого числа пожертвований собрать не удалось, книгу продлевали ежегодно до 1903 года. И все это время П.И. Шевцов исхаживал с просительной книгой по Харьковской епархии собирая пожертвования. Сколько дорог и верст прошел этот человек, недоедая и живя более чем скромно, собирая по медяку на благолепие своего храма и своего села6.

Строительством церковно-приходской школы в Ямном занимались Фёдор Романенко, Григорий Мироненко и Марк Саенко. На апрель 1897 г. удалось собрать только 150 руб. и их было решено истратить на ремонт существующего здания церковно-приходской школы. А между тем на строительство новой школы, новой церковной ограды и церковной сторожки нужно было изыскать 13500 руб.

Строительство каменной ограды с металлическими решетками было начато в 1900 году, и на 1901 год была исполнена наполовину. Общая стоимость ограды составляла 5000 руб. Каменное здание церковной сторожки было окончено в 1899 году.

Здание церковно-приходской школы было устроено в черне в 1899 г. но на январь 1901 г. не была еще обустроена внутри и не оштукатурена. Вообще строительством церковно-приходской школы Ямная обязана прежде всего попечителю этой церкви – крестьянину с. Томаровка Белгородского уезда Александру Ефимовичу Гетьману, который числился временным купцом. Всего с 1894 г. на строительство школы он пожертвовал 700 руб. серебром (2450 руб. ассигнациями). За свой вклад А.Е. Гетьман был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на ленте ордена Св. Станислава для ношения на груди7.

Школа могла вмещать 80 учеников, на ее содержание Харьковский училищный совет выделял ежегодно 150 руб. Средства эти должны были идти для учителя, который бы постоянно находился при ней. Однако средств этих было не достаточно и прихожане Покровской церкви решили выделять ежегодно дополнительно 120 руб. из церковных сумм для этих целей8.

Помимо церковно-приходской школы в Ямном с 1896 г. действовало двухклассное Министерское училище для мальчиков, а с 1909 года одноклассное Министерское училище для девочек. На 1915 год в них обучалось 141 мальчик и 62 девочки. Законоучителем в школе и училищах был священник Антонин Сапухин, а учительницей Зинаида Сапухина.

На 1915 год священник получал жалованье 141 руб. 12 коп. в год; диакон 52 руб. 92 коп.; псаломщик 47 руб. 4 коп. Помимо этого от церковной земли (33 десятины) в год дохода было 440 руб. да кружечного сбора 711 руб. 34 коп.

В мае 1925 г. в слободе Ямное распространился слух о том, что один из жителей увидел в колодце, располагающемся на своем огороде чудесное явление, а именно в колодце были видны икона, крест и свет. К чудесному колодцу начали стекаться паломники, причем не только с окрестных селений, но и соседних губерний. Иногда количество людей достигало до 500 человек. Рядом с колодцем был установлен крест с распятием, украшенный цветами. В июле 1925 г. «совдепией» была создана комиссия, которая приняла решение колодец засыпать землей, а крест снять9. В настоящее время эта криница существует и по сей, стараниями прихожан местность эта очищена от мусора, установлены новый крест и беседка.

Покровская церковь в сл. Ямное была закрыта в 1934 г. из нее сделали машинно-тракторную станцию, разобрали купола. Сегодня прихожане добиваются возвращения здания поруганной церкви, не смотря даже на то, что она сильно перестроена.

  1. ЦГИАК Ф. 1721. Оп. 1. – Ед. хр. 224. Л. 1116.
  2. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Х: Харьковский частный музей городской усадьбы. – 2011. – Т.I. – С. 320.
  3. Там же.
  4. Государственный архив Харьковской области (далее ГАХО) Ф. 40. Оп.110. Ед. хр. 1050. Лл. 76 об. – 77.
  5. ГАХО Ф. 40. Оп.110. Ед. хр. 1059. Лл. 54 – 61.
  6. ГАХО Ф. 40. Оп.66. Ед. хр. 1277. Лл. 1 – 10.
  7. ГАХО Ф. 40. Оп.70. Ед. хр. 84. Лл. 1 – 16.
  8. ГАХО Ф. 40. Оп.70. Ед. хр. 157. Лл. 1 – 4.
  9. ГАХО ФР. 845. Оп. 2. Ед. хр. 327. Л. 124.

ТОВ Агрофірма "Мрія"

тел. 050-407-98-00

E-mail: tov-mrija@ukr.net